На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Темы дня

125 723 подписчика

Свежие комментарии

  • Анфиса Иванова
    Злость от потери доходов и СЛАВЫ - теперь уже БЫЛОЙ !  Проср...ли они ее навеки своим снобизмом  и " незаменимостью"...Это даже не дно: ...
  • Анатолий протасевич
    поддеживаю  Константина Самарина -а вместе сней и петуха Киркорова убрать со всех площадок  телевидения -,а то ктото ...Это даже не дно: ...
  • Людмила Голованова
    А Манижа не хочет попросить прощения у РУССКИХ? За те зверства, которые учинили таджики С РУССКИМИ в 1991 году?Это даже не дно: ...

Почему ливийские солдаты не уважали советских военных советников

По данным, приводимым отечественным интернет-изданием Gazeta.ru (оно, в свою очередь, ссылается на сведения ветеранских организаций Минобороны), с начала 70-х годов ХХ века и до распада СССР в служебных командировках в Ливии побывало порядка 11 тысяч советских военнослужащих, 22 человека из них погибли.

Организация военного дела в армии Муамара Каддафи с точки зрения боевой подготовки зачастую вызывала недоумение со стороны командированных из СССР офицеров. Но с их мнением ливийское командование предпочитало не считаться.

«Я их для вас купил»

Бывший военный переводчик Олег Попенков в интервью «Красной звезде» рассказывал, что военнослужащие ливийской армии изначально относились к военным советникам из СССР как к «приобретённой обслуге» – подобному отношению способствовал и сам лидер Ливии Муамар Каддафи, во всеуслышание заявивший: дескать, прежде мы, ливийцы, были зависимы от иностранных спецов, а сегодня «я их для вас купил». Советские специалисты сразу же создали аппарат главного военного советника для организации и координации военной помощи армии Ливии. А ливийское военное руководство долго не понимало, зачем эта структура вообще понадобилась. Случалось, что советских советников на улицах ливийских городов останавливали и обыскивали местные полицейские. По словам Олега Попенкова, понадобилось целых 4 года, чтобы с помощью налаживания личных контактов представителей советского и ливийского командования ситуацию удалось изменить.

Первый руководитель группы советских военных специалистов в вооружённых силах Ливии (1977-1979) генерал-майор Николай Тараненко в интервью журналу «Коммерсант-Власть» вспоминал: ливийцы на самом деле считали советских офицеров придатком к поступавшей в их войска из СССР новейшей технике (многое из данных образцов вооружения на тот момент ещё даже не появилось в Советской армии) – вмешиваться в подготовку иностранной армии советникам не позволяли. Публицист Лариса Кучерова в своём очерке «В небе над Ливией» приводит текст шифрограммы Николая Тараненко, содержание которой сводится к тому, что ливийские военнослужащие отказываются следить за хранением и содержанием приобретённой в СССР военной техники, целиком и полностью перекладывая эту обязанность на советских военных советников.

Валентин Харитенко возглавлял в Ливии группу военных авиаспециалистов. В беседе с Ларисой Кучеровой он привёл пример отношения представителей ливийских нижних армейских чинов к рекомендациям советских советников. Однажды ливийский авиатехник перед боевым вылетом должным образом не подготовил катапультное сиденье пилота. Советский коллега напомнил ему об ошибке и… получил от ливийца ногой в глаз, «чтобы не лез куда не просят».

Большинство солдат были неграмотны

По словам Николая Тараненко, 80% солдат армии Муамара Каддафи не владели грамотой, их было очень сложно обучать – не только навыкам обращения с оружием, но и воинской дисциплине. Генерал-майор вспоминал, что ливийские офицеры солдат не готовили – это была епархия сержантов. Причём такая военная учёба повсеместно сопровождалась применением грубой физической силы: за малейшую провинность солдат жестоко избивали дубинками, нередко и расстреливали перед строем. Советских специалистов шокировало отношение ливийцев к пленным и раненым – как к своим, так и противника. В плен они не брали, добивая захваченных солдат неприятельской армии. И своих раненых и убитых бросали на поле боя.

Коллектив авторов книги «Россия (СССР) в локальных войнах и военных конфликтах второй половины ХХ века» (Владимир Золотарёв, Андрей Почтарёв, Анатолий Усиков) упоминает о том, что разнородный состав ливийских военнослужащих зачастую оказывался неуправляемым в боевой обстановке: солдаты показывали крайне низкий уровень морально-психологической подготовки – терялись, не слушали приказы, будучи в плену суеверий, уповали на «волю Аллаха, который поможет правоверным». Когда в бою их постигала неудача, в ней винили советское вооружение, которое якобы «не туда стреляло».

Военный переводчик Олег Попенков в своей документальной повести «Испытание Джамахирией» писал: сам Муамар Каддафи был подвержен подобным суевериям. Даже его приходилось переубеждать в том, что необходимо лучше готовить своих солдат к боевым действиям. Русские военные специалисты, видя такое отношение ливийцев к помощникам из СССР, презрительно называли Каддафи Мухомором.

…За время пребывания советских военных советников Ливия принимала участие более чем в 10 вооружённых конфликтах – с Чадом, Суданом, Египтом, Танзанией, Тунисом и в американо-ливийском столкновении 1986 года (операция «Каньон Эльдорадо»).

Николай Сыромятников

Источник

Картина дня

наверх